Скажи "рыба", или Семь причин посетить логопеда

  

 Считается, что начинать занятия с логопедом   следует с пяти лет. Причём такое заблуждение зачастую свойственно не только родителям, но и педагогам и даже медикам. Действительно, в детских садах работа ведётся со старшей группы, но это происходит не потому, что заниматься раньше не нужно, а из-за отсутствия ставки логопеда. Во всем мире же давно признали факт, что чем раньше начинается коррекция, тем лучше.

  

   Занятия с логопедом можно проводить уже с двух лет. Конечно, малыш в этом возрасте имеет полное право в своей речи нарушать звуки, и это не причина торопиться к специалисту. Но вот если в два года он не говорит вообще, тогда есть повод задуматься. К этому времени уже появляются простейшие фразы. Например, «Мама, дай мако» (молоко), а не просто указывать пальцем: «Ко!». При этом слово молоко может  звучать в разных вариациях: мако, ако, маако.

  Иногда фразовая речь появляется у малыша чуть позже, но у него есть уже достаточный словарный запас для минимального ситуативного общения. Это очень интересный и трогательный период в развитии малыша, когда многое "высказывается" с помощью мимики, жестов, интонации.

  Если же ребёнок не говорит даже отдельных слов, не проявляет желания общаться, то стоит обратиться к логопеду, либо дефектологу. Скорее всего вас направят и к детскому неврологу. Чем раньше выявлены проблемы, тем легче с ними справиться.

 

"Мама,

дай

мако",

а не просто указывать пальцем

"Ко!"

 

   Далее следует обратить внимание на речь ребёнка двух с половиной – трех лет. В этом возрасте малыш также может говорить неправильно: выпускать звуки, заменяя «р» на «л» или «ш» на «с» (может сказать не «рыба», а «лыба», не «шапка», а «сапка»). Но если при разговоре у него есть характерное пришепётывание, во рту «каша» и звуки просто трудно различить, то можно сказать, что у ребёнка дизартрия. Это речевой клинический диагноз, который связан с нарушением центральной нервной системы, и работать над его коррекцией нужно не только логопеду, но и неврологу. Причём начать занятия необходимо как можно раньше, иначе к школе исправить этот недостаток просто не успеете.

   Нередко бывает так, что в два – три года явных проблем с речью у ребёнка нет, ведь зачастую только специалист может услышать искажения таких, например, звуков, как «с» и «ш». Пока ребёнок маленький и объём его речи небольшой, эти изъяны не видны. Но когда он подрастает, увеличивается речевая нагрузка и словарь малыша, то это проявляется все сильнее и к пяти годам предстаёт во все красе. Как раз об этом варианте нарушения знают все и обращаются с ним чаще всего, однако работать над исправлением с возрастом становится всё сложнее.

   Кроме того, обратиться к логопеду в пять лет следует еще и в том случае, если ребёнок произносит все звуки, но при этом не может выстроить хотя бы минимального грамматически верного высказывания.В его речи много запинок, заминок, аграмматизмов – рассогласованности слов во фразе, когда они не сочетаются в роде, числе и падеже. Например, «пять карандашов», «семь стулов», «много деревий», «у лисы родились лисёнки». Конечно, если слова новые, незнакомые малышу, то он вправе употребить их неверно, но всё обиходно-бытовое он должен говорить правильно. Если же в словах ребёнок переставляет, выпускает или добавляет звуки, слоги (не «стол», а «сотол», не «снеговик», а «сенговик», не «милиционер», а «мицанер»), то здесь имеет место нарушение слоговой структуры речи, которое может найти яркое отражение при письме.

 Заикание – еще один повод обратиться к специалисту, однако форма работы здесь особая и непростая. Часто родители в силу собственных причин не готовы идти на необходимую коррекцию из-за сложности условий. При заикании нужно исключить у детей все сильные эмоции, переживания – никаких цирков, аттракционов, массовых мероприятий, активных видов спорта. Если ребёнок ходит в детский сад или школу, желательно хотя бы на месяц вообще забрать его из коллектива – малышу необходим период молчания. Несколько дней перед началом коррекции должны пройти в полной тишине. Пятилетнему ребёнку, например, можно предложить поиграть: сказать, что заболела кукла, и нужно молчать, пока ей тяжело и плохо. Но очень часто родители отказываются от работы, как только услышат о необходимых условиях. Можно дать общие рекомендации для всех мам и пап, которые столкнулись с такой проблемой. Во-первых, не акцентировать внимание ребёнка на заикании, не обсуждать при нём это вопрос со знакомыми, чтобы не сформировать у малыша комплекс неполноценности. Во-вторых, говорить спокойно, медленно самим и приучить к этому ребёнка. В-третьих, обратиться за консультацией к неврологу и логопеду.

   Мало кто знает, что одной из задач логопеда также является подготовка детей к школе. Не для всех детей хороша прогимназия, где используется фронтальная форма обучения – урок. Иногда это не помогает, а вредит ребёнку.

   В последние пять-семь лет массовой становится проблема дислексии и дисграфии в начальной школе. Это нарушения, проявляющиеся в специфических ошибках на письме и при чтении. Например, замена глухих согласных звонкими и наоборот («п – б», «т – д», «с – з»), смешение букв, схожих при написании одинаковыми или подобными элементами (прописные «б – д», «п – т», «и – у» и другие), добавление лишних букв или их пропуски. Зачастую такие проблемы родители относят к невнимательности ребёнка, его торопливости, хотя нередко это серьёзное речевое нарушение, требующее системной коррекционной работы, когда с помощью специально подобранных упражнений, игр специалист помогает исправить ситуацию.

   Но многих проблем, с которыми работают логопеды, можно избежать, если позаботиться о развитии речи своего малыша ещё во время беременности. Профилактика всегда лучше коррекции уже существующих нарушений. В период приятного ожидания посетите консультацию специалистов по вопросам формирования самой сложной психической функции – речи.

 

Новости
28.04.2020 Встречаемся в Инстаграм

Теперь мы можем общаться и в Инстаграм


28.04.2020 Новые статьи и заметки

О нейрогимнастике, гаджетах, страхе сделать ошибку и ошибках родителей


20.12.2018 Мастер-класс по пособию "Ручные буквы" г. Саратов

25-26 декабря состоится обучение авторской методике по профилактике и коррекции зеркального письма у детей 4-7 лет


Авторские игры и пособия

“РУЧНЫЕ БУКВЫ”

Учимся играя! Эксклюзивная авторская методика коррекции “зеркального” письма. Изображение “трудных” букв с помощью пальчиков рук. Легкое запоминание и прекрасная подсказка для ребенка!
Отзывы