Профилактика речевых проблем с рождения

В каком возрасте можно диагностировать проблему?

Первый плач, первый крик только появившегося на свет ребенка уже может сказать об определенных отклонениях. Если он невыразительный, немодулированный, монотонный, сиплый,  это свидетельствует о том, что малыш ослаблен и у него есть некоторые неврологические нарушения. Важным диагностическим звеном может стать и весь довербальный период жизни новорожденного, который длится до одного года. В это время еще нет связной речи и полноценного речевого общения, но и гуление, и лепет, и первые слова  несут в себе очень много информации.

Так,  ни для кого не секрет, что свои первые звуки, как правило, гласные, пусть ещё не совсем оформленные, но уже вполне различимые, ребенок начинает издавать в плаче. И если в первый месяц жизни плач младенца достаточно однообразный (то ли ему плохо, то ли он хочет есть – все одинаково!), то  уже к месяцу он начинает меняться, и мамочка уже может различить в нем разнообразные оттенки его желаний. В том случае, если  плач ребенка в 2-3 месяца не меняется, он такой же монотонный, как и в первые дни после рождения, к тому же слабый, с прерывистыми вдохом-выдохом, все гласные ребенок пытается произнести только на вдохе, то обязательно нужно обращаться к детскому невропатологу. При необходимости он отправит малыша к логопеду, который подскажет и покажет маме,  как работать с таким ребенком. Кроме того, можно пригласить специалиста  на дом, наблюдение ребенка в его естественной среде будет  более показательно.

Кто должен диагностировать проблемы?

В первые месяцы жизни ребенка главным человеком в доме, к которому все прислушиваются, становится педиатр. Он наблюдает за малышом и должен заметить те или иные проблемы, направлять, консультировать маму. Хорошо, если это так, и вам повезло с таким специалистом. Именно педиатр может направить своего маленького пациента к детскому неврологу, психоневрологу, психологу или логопеду. Но, к сожалению, ни в моей практике, ни в практике моих знакомых-коллег, не было таких случаев, когда бы педиатр порекомендовал отвести  малыша до года или до двух лет к логопеду. Обычно это делают гораздо позже, говоря, что еще рано. Поэтому молодые мамочки должны сами владеть информацией, хотя бы минимальной, чтобы знать, на что обращать внимание в развитии ребенка.

Когда нужно начинать работу по развитию речи?

Не стоит ждать, когда ребёнку исполниться пять лет, чтобы озаботиться его речевым развитием. Начинать нужно уже с первых моментов гуканья. Я бы посоветовала нашим мамам уже во время счастливого ожидания обратиться за консультацией к логопеду или психологу, чтобы получить информацию о раннем развитии своего малыша.

Речь – это наиболее сложная высшая психическая функция, формирование которой зависит от работы сразу нескольких центров коры головного мозга.  Сами клетки головного мозга формируются в период беременности, а после появления ребенка на свет они только растут и развиваются. Но порой может случиться так, что некоторые центры оказываются поврежденными или недоразвитыми. Причины этого могут быть разные: перенесенные мамой инфекции, интоксикации, гипоксия, токсикозы, несовпадение крови матери и ребенка по резус-фактору. Не последнюю роль может сыграть и неблагоприятная окружающая среда.

Очень часто мамы, пришедшие со своим ребенком на занятие к логопеду с серьезным речевым нарушением, на расспросы о протекании беременности говорят: «Ой, протекало всё хорошо, без проблем! Работала практически до роддома!» Но это уже нельзя назвать беспроблемной беременностью! Это стрессы для женщины и большая нагрузка для нервной, не до конца сформированной системы ребенка!

Период беременности должен быть максимально щадящим для мамочки, тем более, если она работает на каком-то шумном производстве, ведь уже давно доказано, что в последние месяцы своего внутриутробного развития малыш прекрасно различает звуки! Поэтому нужно постараться максимально оградить ребенка от большого количества технических звуков: различных бытовых приборов, телевизора, телефона и прочего. Технические звуки не являются естественными для слуха малыша, а при формировании речи, её звукового оформления, первостепенную роль играет рече-слуховой анализатор. Речь должна развиваться постепенно, и окружать малыша должны естественные звуки. Самый лучший из них, конечно, звук маминого голоса.

Следует помнить, что во время довербального этапа речь формируется по принципу подражания. Малыш вслушивается, пробует копировать в своем гулении тем звукам, которые он слышит от окружающих. Чему может подражать ребенок, которого в 7-8 месяцев усаживают перед телевизором во время рекламы? А ведь именно этим стараются занять многие родители своё чадо! Результатом того, что ребятам очень рано дают возможность смотреть мультики, играть в компьютер, большой проблемой становится выразительность, плавность их речи, ее темпо-ритмическая организация: дети говорят сбивчиво, с запинками, заминками.

О чем следует знать в первую очередь?

Если Вы решили посетить консультацию логопеда во время беременности, заранее очертите круг вопросов, которые следует задать. Попросите у специалиста краткую информацию о том, как развивается нервная система малыша, пока он еще не родился, какие факторы нужно учесть. Узнайте, как устроить свою жизнь в период ожидания, чтобы максимально оградить ребенка от каких-либо нарушений и повреждений. Спросите, как развивается речь ребенка в первые месяцы жизни, на что обратить внимание, какую провести профилактику.  Специалист может не только поделиться с вами этими знаниями, но еще и научить, как играть с ним, что читать, как заниматься с ним, в какие режимные моменты это лучше делать. Кроме того, логопед подскажет, с какой литературой следует ознакомиться, чтобы не выбирать самим из огромного вороха существующих книг, многие из которых содержат немало ошибок. 

Новости
28.04.2020 Встречаемся в Инстаграм

Теперь мы можем общаться и в Инстаграм


28.04.2020 Новые статьи и заметки

О нейрогимнастике, гаджетах, страхе сделать ошибку и ошибках родителей


20.12.2018 Мастер-класс по пособию "Ручные буквы" г. Саратов

25-26 декабря состоится обучение авторской методике по профилактике и коррекции зеркального письма у детей 4-7 лет


Авторские игры и пособия

“РУЧНЫЕ БУКВЫ”

Учимся играя! Эксклюзивная авторская методика коррекции “зеркального” письма. Изображение “трудных” букв с помощью пальчиков рук. Легкое запоминание и прекрасная подсказка для ребенка!
Отзывы